Моралите

 
 

Моралите

история режиссуры



Моралите
Моралите (фр. Moralite) - особый вид драматического представления вСредние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицамиявляются не люди, а отвлеченные понятия. Уже между древнейшимимистериями почти всех стран Европы встречается представление притчи оженихе и 10 девах - М. в зародыше. В латинской мистерии об антихристе иримской империи ("Ludus paschalis de adventu et interilu Antichristi"),появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, междудействующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие. Ересь ипр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается кконцу XIII в., когда все выдающиеся произведения светской поэзиипринимают дидактико-аллегорический Характер (см. Роман Розы). Тогда всводные мистерии, в особенности ветхозаветные, входят целые ряды сцен вроде "Proces de Paradis", т. e. судбища между Милосердием и Миром содной стороны, Справедливостью и Правосудием с другой - за родчеловеческий. Тогда же (в XIV - XV вв.) М. выделяются в особый виддраматич. представлений, цель которых - первоначально нравоучительная:отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшеесредство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение М.легко переходит в сатиру. Во Франции (специально в Париже) этот видпредставлений, по-видимому, пропагандировало братство базошей. Одним изстарейших (около 1440 г.) М. считается la Farce de la Pippee (pippee -ловля птиц на приманку), осмеивающее модников. Из наиболее серьезных М.известно явившееся около 1475 г. "Moralite du bien advise et du maladvise" (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях -добродетели и порока; в заключение bien advise попадает в царствонебесное, а его соперник - в ад. К концу XV в. относится М. "Les enfantsde Mainienanlou l'eduraiion" (ок. 2000 стих.), бичующее страсть горожанвоспитывать сыновей выше уровня своего сословия. В начале XVI в.подновляется старое М. с латинским заглавием: Miindus, Сого, Daenionia(Мир, Плоть, Демоны), изображающее победоносную борьбу христианскогорыцаря с приманками мира. В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnayопубликовал "Диэтетику", в которую вставлено "Осуждение пирушки"(Coudamnation du Banquet) - живо написанное М. на тему о вреденеумеренности в пище и питье ("злодеями" пьесы являются Колики,Апоплексия и пр.). Еще популярней и влиятельней этот род представленийбыл в Англии, где М. вскоре перерождаются в комедию нравов. От начала XVв. мы имеем: "The Castle of Perseverance" ("Замок Постоянства" - в немзаключился род человеческий, осаждаемый 7-ю смертными грехами, подпредводительством Мира, Плоти и Дьявола), Mind, Will and Unterstanding(Характер, Вола и Разум) и Mankind (Человеческий род). От времениГенриха VII дошел целый ряд М., таких же серьезных и назидательных; ктой же эпохе относится и "Чapoдей" ("Nigromansir") Скельтона, где, кромеаллегорических фигур, действуют и "типы" - Вызыватель духов и Нотариус.От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное М. "Гик Скорнер",неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы ещесильнее. Так как М., по природе своей - вид поэзии весьма подвижной исвободной, то именно через их посредство театр принимает участие врелигиозной борьбе того времени: мы имеем рядом М. "Every Man" ("Всякийчеловек"), которое, посредством талантливой драматизации известнойпритчи об испытании друзей, проводит католическую идею оправданияпосредством добрых дел, и "Lusty Juveotus" ("Веселая юность"),защищающее протестантское учение об оправдании верой и изображающеепобеду Новой Веры (New Cusloul) над Превратным Учением (PerverseDoctrine), скрывающим от народа Евангелие. Протестантскую тенденцию ещес большей энергией проводит М. Натаиэля Вудса: "Борьба с совестью" ("TheConflict of Conscience"). Некоторые М. той же эпохи проводят идею онеобходимости гуманистической науки; были М. и с чисто политическойтенденцией. Чем дальше, тем все большее значение получали в моралитеживые лица, превращающие аллегории в настоящую национальную драму. Изпостоянных "типов" М. доживает до Шекспировской эпохи Порок (Vice),одетый в шутовской костюм, постоянно сопровождающий дьявола, чтобыдурачить его, и в конце концов попадающий в преисподнюю. В позднейшеевремя пережитком М. являются фамилии действующих лиц комедий,указывающие на их свойства (Простаков, Скотинин, Ханжихина и пр.).Литература о М. та же, что о мистериях. Кроме того см. Leroux de Lincyet Fr. Michel, "Recueil de Farces, Moralites et Sermons joyeux" (Пар.,1837): P. L(acroix) Jacob, "Recueil de Farces, Sotties et М. du XV s. "(11., 2 изд., 1876); E. Mabille, "Choixde Farces, Sotlies et Moralitesdes XV et XVI s. " (Ницца, 1873); Dodsley, "Collection of old EnglishPlays" (новое изд., Лонд., 1874). См. статью об англ. драме Н. И.Стороженка, в III т. "Всеобщей истории литературы" Корша и Кирпичникова. А. Кирпичников.


Создан 10 фев 2009



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
рублей Яндекс.Деньгами
на счёт 41001350233721 (Деньги идут на благотворительность)
Маленьким детям
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку